МФЦ ОрелСовсем недавно на страницах «Орловского Вестника» мы попытались рассказать читателям о многофункциональном центре – объекте, в середине лета открытом и как будто несколько подзабытом за прошедшие месяцы. Созданный для людей, МФЦ большинством пока воспринимается как нечто новое и непонятное.

Это предположение подтвердили и многочисленные отзывы, последовавшие на опубликованный материал. Откликнулись и чиновники, пожелав внятно и подробно объяснить суть проекта, рассказать, насколько важен и кому нужен МФЦ, поговорить о проблемах, которые еще не решены. На вопросы еженедельника ответил руководитель департамента имущества, промышленности и информатизации области Антон Лавренюк.


Что к чему

– Антон Владиленович, самый простой и, наверное, важный вопрос. Все-таки, что такое многофункциональный центр и для чего он создавался?


– МФЦ и по сути своей, и по требованиям ФЗ №210 – некая квинтэссенция того, что придумало человечество для повышения уровня комфортности и качества предоставления услуг в их классическом виде. Сейчас в России реализуется программа по снижению административных барьеров и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Создание многофункционального центра как раз является частью этой концепции. На сегодняшний день в орловском МФЦ работает 24 ведомства, организации и структуры.

– Тем не менее, одна из целей создания МФЦ – предоставление услуг, в том числе и в электронном виде, что непосредственно связано с реализацией проекта электронного правительства…

– Перевод услуг в электронную форму по решению российского правительства будет происходить в несколько этапов. До 2015 года большинство госуслуг из тех, которые могут быть переведены в электронный вид, в принципе, должны будут таким образом предоставляться. Но еще раз подчеркну: МФЦ создан не для этого. Речь скорее идет о системе межведомственного электронного взаимодействия. Старт ей дан только с июля, и пока эта система находится на этапе становления. Что касается предоставления услуг в электронном виде – для того чтобы гражданин смог получить такую услугу, когда эта возможность появится, ему ведь и не понадобится МФЦ. Это можно будет сделать, находясь дома, с помощью компьютера или воспользовавшись инфоматом.

Нужная бумажка – забота чиновника

– Вы говорите о том, что система межведомственного электронного взаимодействия пока только формируется. А можно ли назвать хотя бы примерный срок, когда уже можно будет сказать, что она функционирует?


– Думаю, в конце следующего года. Да и то лишь по некоторым услугам, по тем в первую очередь, которые не имеют глобального характера. К этому времени мы точно должны будем отработать те 19 приоритетных услуг, которые определены законом: запись к врачу, лицензирование алкоголя и т.п.

Однако уже сейчас при обращении гражданина с соответствующим заявлением ни один орган государственной власти или местного самоуправления не должен требовать от заявителя документы или информацию, которая находится в государственных информационных ресурсах. Классический пример. Сейчас очень много заявлений поступает от многодетных семей на предоставление земельных участков. Раньше, в соответствии с положением, которое работало до 1 июля, мы с заявителя запрашивали выписку из единого госреестра прав на недвижимое имущество об отсутствии у него зарегистрированных прав на какой-либо участок. Сейчас гражданин этого делать не обязан. Он просто подает заявление, и мы уже сами делаем соответствующий запрос в росреестр.

– Но все-таки какие-то «бумажки» заявитель, обращаясь, должен предоставить?

– 210-й закон определяет перечень из 19 документов, которые гражданин обязан предоставить самостоятельно. Это так называемые документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении, водительское удостоверение и т.д.). Все остальные документы, еще раз подчеркну, гражданин предоставлять не обязан, хотя и вправе это сделать по собственному усмотрению, если считает, к примеру, что таким образом удастся сэкономить время.

– А сроки предоставления услуги каким-то образом ограничены законодательно?

– Да, все они определены регламентом. Когда произойдет переход к системе электронного межведомственного взаимодействия, на обработку электронного запроса и предоставление ответа будет отводиться пять рабочих дней. Другое дело, что в предоставлении услуги может быть задействовано множество ведомств и по регламенту срок этот может доходить до двух месяцев.

В новый год – с оптимизацией

– Если человек все же сталкивается с ситуацией, когда чиновники просят его или понуждают предоставить не только те документы, которые входят в названный вами перечень?

– Эти действия абсолютно незаконные и не могут быть допустимы. В соответствии с законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан (ФЗ №59) человек имеет право обжаловать их в суде либо обратившись к вышестоящему должностному лицу. Для предоставления информации об услугах в МФЦ есть электронный терминал, две стойки, где дежурят администраторы, а также отдел справочно-информационного обслуживания, представленный двумя окнами. Там специалисты настроены на то, чтобы дать по каждой услуге исчерпывающую информацию. Главное, что должен помнить человек, пожелавший воспользоваться услугой в МФЦ – вы приходите, сдаете документы и возвращаетесь уже только для того, чтобы получить результат. Ни за какими бумагами никуда бегать больше не нужно. Это необходимо твердо усвоить.

– МФЦ в Орле работает третий месяц. Какие-то внятные выводы о его востребованности и т.п. сделать уже можно?

– Естественно, есть такое понятие, как анализ востребованности. Все, что происходит в центре, отнюдь не догма. Возможно, мы поймем, что для одного ведомства требуется меньше окон, чем предоставляется, для другого – наоборот, и потоки перераспределим. Аналитика у нас еженедельная. Предварительные выводы сделаем к Новому году и после новогодних праздников, очевидно, займемся оптимизацией.

Одна дверь и много окон…

– Насколько МФЦ, созданный в Орле, соответствует классическому представлению о форме и содержании этого проекта?


– Любой МФЦ сейчас – это, конечно, не «одно окно». Это, скорее, одна дверь, а окон много. Тот вид многофункционального центра, который можно назвать приближенным к идеалу, сейчас представлен в некоторых европейских государствах, к примеру, в Германии. Там готовят универсальных операторов, и пришедшему в центр заявителю, действительно, все равно, в какое из окон обратиться. Оператор работает с экспертной системой, которая подсказывает, куда направить тот или иной документ и т.п. Это, конечно, идеал.

В России на нынешнем этапе сделать «единое окно» просто нереально. Слишком разнородные предоставляются услуги, слишком много требуется квалифицированного персонала. Да и не только в персонале дело. Сдерживает все еще и неготовность к такому переходу административных регламентов, в первую очередь, федеральных структур. Вот, к примеру, одна из ключевых структур, представленных в МФЦ – федеральная миграционная служба. Именно она идентифицирует документы, удостоверяющие личность. И будучи, по сути, спецслужбой, она сама никогда не делегирует это полномочие человеку, находящемуся вне системы.

– Именно по этой причине в МФЦ нельзя оформить, например, загранпаспорт?

– Да, по этим причинам загранпаспорта нового образца в МФЦ не оформляются. Это ограничено внутренними документами УФМС, связанными с режимом секретности, с использованием специальной техники. Все это делается только на их собственной базе.

– В целом вы довольны сегодняшними результатами реализации проекта?

– В большей степени да. Есть цифровой показатель эффективности МФЦ – степень удовлетворенности посетителя многофункционального центра качеством предоставления ему услуг должна достигнуть 95 процентов. Мы рассчитываем достичь его примерно через год.

Биография

Антон Лавренюк

Лавренюк Антон Владиленович – руководитель департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области.

Родился 27 июня 1973 г. в г. Котовске Тамбовской области.

Образование

В 1995 г. закончил Тамбовский государственный технический университет по специальности инженер-системотехник.

В 1999 г. с отличием защитил в ТГТУ диплом по специальности «юриспруденция».

В мае 2007 г. закончил аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ (кафедра государственного строительства и права).

Работа

С 1992 по 1994 гг. работал в администрации г. Котовска.

С 1994 по 2002 гг. – в ОАО «Котовскхлеб» в сфере информационных технологий.

С 2002 по 2006 гг. – работа в администрации г. Котовска и органах исполнительной власти Тамбовской области.

С марта 2007 г. – зам. председателя комитета по управлению имуществом Тамбовской области.

21 июля 2010 г. назначен руководителем департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области.

Комментарий

Вадим Анцупов, директор многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг:

Из 37 поступивших за время работы МФЦ жалоб и предложений 30 касалось совершенствования услуг. Иначе говоря, это те претензии, которые относятся к компетенции ведомств, представленных в центре. Многие хотят, чтобы в МФЦ можно было получить паспорт, тогда как сейчас УФМС представлено там исключительно информационно-справочными, консультативными услугами.

Справка ОВ

Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. №1506-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями. Он включает в себя 19 услуг, внедрение 8 из которых должно быть завершено уже в конце этого года, а еще 11 – до августа 2012 года.

Орловский Вестник

Беседовала Ольга Захарова